Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

       Материально-техническая база детского сада позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс в полном объеме. Ресурсное обеспечение позволяет учреждению работать в режиме функционирования с переходом на режим развития, реализовывать вариативные программы в полном объеме, создавать необходимые условия для всестороннего развития воспитанников и повышения уровня профессиональной компетентности коллектива детского сада.

       Структура предметно-развивающей среды позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.

       Средства обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

  • объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  • печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  • проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ИОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельность, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ:

№ п/п

Наименование

Количество

1.            

Групповые игровые комнаты

4

2.            

Спальные комнаты

4

3.            

Педагогическая комната

1

4.            

Медицинский кабинет

1

5.            

Изолятор

1

6.            

Игровые прогулочные площадки

4

7.            

Спортивная площадка

1

         Благодаря усилиям администрации и коллектива в детском саду создана база дидактических игр, методической литературы. Программно-методическое обеспечение педагогического процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на удовлетворение социального заказа. Развивающая среда детского сада способствует повышению познавательной активности дошкольников, их стремлению к исследовательской деятельности и творчеству.

            В детском саду имеется действующая библиотека методической литературы и периодических педагогических изданий.

            Досуп к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется через ПК, подключенный к сети Интернет.

Питание

            В детском саду организовано 4-разовое питание в соответствие с санитарно-эпидемическими  правилам и нормами (САНПиН 2.4.1. 30049-13 от 15.05.2013 г. № 26), 10-дневным меню, утвержденным руководителем учреждения и органами Роспотребнадзора.

В детском саду осуществляется постоянный контроль за правильно организованным питанием. Контролируется качество доставляемых продуктов, их правильное хранение, соблюдение сроков реализации, соблюдение норм продуктов при составлении меню-раскладок, качество приготовления пищи. Большое внимание уделяется технологии приготовления пищи.

Безопасность

Территория детского сада огорожена металлическим сетчатым забором. По периметру здания установлены 8 камер наружного видеонаблюдения. Вся информация с них поступает на пульт охраны. В детском саду установлена тревожная кнопка экстренного вызова охраны. При экстренном вызове патруль приезжает в течение 5 – 7 минут. Здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. Вывод сигнала о пожаре выводится по прямой линии на пульт пожарной части.

            Все прогулочные участки на территории детского сада оборудованы игровыми постройками, которые полностью соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

            В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и охраны труда и техники  безопасности детей мебель во всех помещениях детского сада прикреплена к полу и стенам. Все игрушки и методические пособия для занятий с детьми соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».